Главная » Психологам

Подпишиcь на RSS или Почтовую рассылку

Рационально-эмотивная терапия . Часть 3. Фундамент

В прошлой беседе мы упоминали о жившем две тысячи лет назад греческом философе-стоике Эпиктете и его известном высказывании «Тебя беспокоит не сама вещь, а то, что ты думаешь о ней». И в название этой статьи тоже вынесена перефразированная цитата из Эпиктета, который не без основания считал, что человек, с трудом находящий ответы на необходимые вопросы – что такое добро или зло, в чем состоит счастье – нуждается в поправлении душевного здоровья с помощью мудрых собеседников.

психолог

психолог

Воззрения Эпиктета отчасти были положены в основу философии РЭТ, к четырем составляющим которой относятся:

— теория процесса познания – эпистемология,

— искусство ведения споров и бесед – диалектика,

— система взглядов и ценностей

— этические модели и принципы

Познание

Как устроено знание? Каким оно бывает? По каким законам возникает и развивается? Рационально-эмотивная философия лучшим способом получить сведения о себе и об окружающем мире считает научный подход.

Для получения научного знания о любом предмете или явлении, необходимо сперва задаться вопросом «Что это?», а в следующий момент найти ответ на вопрос «Почему это так, а не иначе?». Варианты ответов на поставленные вопросы – это гипотезы, которые проверяются многократными наблюдениями и измерениями. Подтверждение гипотезы означает установление истинности факта.

Но научный подход предполагает большее, нежели подтверждение отдельной гипотезы – он предполагает возможность обобщить известные факты и даже создать на основе нескольких гипотез теорию.

Таким образом, один из первых вопросов, который РЭТ-терапевт задает пациенту — «Есть ли у вас доказательства того, что ваше мнение верно?». Это помогает человеку более тщательно отбирать факты, могущие послужить доказательством его суждения, научиться выстраивать логичную схему их взаимодействия и, соответственно, корректировать свою жизненную позицию, избавляясь от ложных представлений о себе и о мире, который его окружает.

Логика

Так ли уж легко мыслить логически? Все ли суждения в полной мере здравы? Разумеется, нет. Зачастую получается так, что выводы человека, который сам себя считает образцом здравого смысла, не просто нелогичны, но абсурдны.

Рассмотрим простенький пример. В жизни человека произошло что-то, что он считает неправильным, и теперь он терзается угрызениями совести. Почему? Он рассуждает примерно так:

  1. Мне необходимо быть совершенным
  2. Я поступил неправильно, я совершил грубую ошибку.
  3. Значит, до совершенства мне далеко, я абсолютно никчемен.

Верны ли подобные рассуждения? Логичны ли они? Ни в коем случае.

Из чего исходит наш образец здравого смысла? «Мне необходимо быть совершенным». Да неужто? Существует ли хоть одно подтверждение правоты этой посылки? Ни в одной этической или философской системе, ни в одной религии не утверждается, что человек должен быть совершенным. Скорее, наоборот. Даже одна из самых требовательных с точки зрения морали и нравственности мировых религий – христианство – однозначно и недвусмысленно утверждает, что живому человеку совершенным быть невозможно. Так что несовершенство человека – это, если можно так выразиться, общепринятая практика, и, следовательно, никакой доказательной базы под собой первая посылка не имеет.

Что дальше? «Я поступил неправильно, я совершил грубую ошибку». Не говоря уже о том, что только время покажет, был ли поступок на самом деле неправильным, доказать, что ошибка была грубой, тоже практически невозможно – маловато материала для сравнения. У человека в прошлом были подобные ошибки? Возможно, но вряд ли он сумеет рассудить, были они более или менее грубыми, чем вновь совершенная. Такие ошибки на его глазах совершали другие люди? Да, пожалуй, но они находились в иных обстоятельствах, и на основании их поступков точно так же нельзя объективно оценить ошибочность поступка собственного.

И даже если считать, что сделанная однажды ошибка подтвердила несовершенство человека из нашего примера, справедливо ли из этого сделать вывод о его абсолютной никчемности? «Да» ответят только патологический перфекционист либо человек, рассуждающий «Все или ничего» (обладающий дихотомическим мышлением). Но это и есть потенциальные клиенты РЭТ-терапевта, потому что для человека с рациональным мышлением и здоровой психикой между категориями «никчемный» и «совершенный» существует масса промежуточных.

Итак, не слишком сложные логические построения позволили доказать, что упомянутый выше субъект зря страдает от угрызений совести и корит себя тоже зря. Однако мало кто способен и хочет прослеживать полную логическую цепочку, ведущую к тому или иному выводу, большинство предпочитает концентрироваться на самом выводе, логичный он или нелогичный. Между тем, нелогичные выводы, как мы сами только что убедились, способны вызвать существенные эмоциональные проблемы.

РЭТ-философия позволяет научиться оперировать только проверенными данными. А мыслящий таким образом человек вряд ли станет заниматься безосновательным самоедством, загоняя себя в угол.

Ценности

РЭТ-философия утверждает, что большинство из нас считают основными ценностями две вещи – жизнь и удовольствие, хотя, разумеется, не каждый признает это открыто, стесняясь кажущейся скудости такого набора.

Все, что направлено на поддержание жизни и получение удовольствия, РЭТ относит к рациональному образу мыслей и действий, все, что противоречит этому, — к иррациональному.

Рационально, таким образом, жить в мире с самим собой, избегать конфликтов с близкими, не фокусироваться на несовершенстве окружающего мира. Обрести и отстоять эти ценности и помогает РЭТ.

Этика

Что необходимо для построения нормальных отношений с окружающими? Существуют ли некие абсолютные критерии правоты или неправоты? Философия РЭТ предполагает, что оценка правоты или неправоты, нравственности или безнравственности дается в каждой ситуации отдельно, а обращение к неким мифическим «абсолютным критериям» только усиливает эмоциональное давление.

Будучи благоразумным и доброжелательным, задумываясь о том, не причинят ли его поступки кому-либо вред, человек, скорее всего, построит хорошие отношения с окружающими людьми. И наоборот – тот, кто лжет, мошенничает, ворует и т.п., пренебрегая общепринятыми социальными нормами, в конце концов, будет отвергнут нормальным обществом. Выходит, в интересах каждого соблюдать определенные правила поведения, принятые в его социальной группе

Здесь, однако, следует заострить внимание на небольшом нюансе. Определенные правила поведения человек соблюдает не потому, что должен слепо принимать их на веру, отнюдь. В идеале человек придерживается определенных правил потому, что по зрелом размышлении осознает – несоблюдение этих правил повлечет вред для окружающих, а в дальнейшем, следовательно, и для него самого.

Таким образом, РЭТ-философия не предлагает своим последователям некий исчерпывающий набор догм, а призывает при разрешении этических проблем задействовать рассудок и руководствоваться рядом принципов, сформулированных на основе золотого правила этики — «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»:

— Разумный гедонизм

Гедонизм в РЭТ существенно отличается от слепого гедонизма «Id» («Оно», один из трех компонентов психики по Фрейду) и, прежде всего – тем, что он управляем.

В поисках удовольствий последователь РЭТ-философии не забывает, что ценны не только приятные переживания, но и сохранение и продление жизни. Он помнит, что за легкостью мыслей, приходящей с алкогольным опьянением, следует похмелье, за наркотической эйфорией – ломка, и потому соблюдает умеренность. Умеренность или гедонистское исчисление (термин, заимствованный у философов XIX века) – это полезный навык задаваться вопросом, не обернется ли получаемое сейчас удовольствие неприятностями в будущем.

На одной из форм гедонизма мне хотелось бы остановиться подробнее. Порой, желая избежать тягостных моментов – лишних усилий, неудобства, а то и боли, заявляя «Это слишком трудно», «Я с этим не справлюсь», человек лишается возможности добиться того, чего ему хотелось бы. Такое состояние, называемое в РЭТ низкой фрустрационной толерантностью (НФТ), не позволяет добиться существенного улучшения многим пациентам, даже осознавшим, в чем заключаются их проблемы.

Найти оптимальный образ жизни, при котором не придется отказываться ни от настоящих, ни от предстоящих удовольствий – высший пилотаж гедониста, и в большинстве случаев РЭТ помогает добиться этого. И, разумеется, последователь РЭТ-философии даже в погоне за удовольствиями помнит, что причинять вред окружающим – совсем не в его интересах.

— Гуманистический подход

Такой подход предполагает, что люди, не призывая на помощь всемогущего бога, способны сами найти ответ на большинство вопросов. Наука объяснит, как устроен мир вокруг нас, а здравый смысл и жизненный опыт подскажут, как жить в этом мире в ладу с окружающими и с самим собой.

Между тем, для того, чтобы заняться РЭТ-терапией или просто понять РЭТ-философию, совершено не обязательно становиться воинствующим атеистом. Необходимо помнить, что к формированию чувства вины, тревожности и иным эмоциональным расстройствам ведет не сама по себе религия, а слепая религиозность (и ее крайняя форма – религиозная ортодоксальность) с ее безоговорочным принятием абсолютных моральных норм, осознанием собственной глубокой греховности и неизбежности жестокого наказания.

— Рациональность как личная система убеждений

Мы с вами уже не раз упоминали о том, что человек чуть ли не с пеленок поставлен в рамки определенных правил поведения, и что в ряде случаев это не только удобно, но и весьма выгодно. Однако некоторые из этих жизненных установок, продиктованных родителями, религией, здравым смыслом и т.п., могут быть неактуальными или противоречивыми. Тогда, желая во что бы то ни стало следовать им, человек сам себя загоняет в эмоциональное расстройство. Такие правила, разумеется, надо корректировать, предлагая взамен более рациональные суждения.

Рациональная философия стремится помочь людям сформировать убеждения и правила, помогающие реализовать себя как личность, жить в гармонии с самим собой и быть довольным жизнью, поддерживать хорошие отношения с окружающими. О том, как научиться принять эту философию и с помощью ее научиться быть счастливым, — в следующей статье, в которой мы познакомимся с основными понятиями и моделями рационально-эмотивной терапии.

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

Сохраните страницу в закладках (кнопки выше) или подпишитесь на журнал по e-mail:


Прокомментируйте

Пожалуйста, решите пример: