Главная » Психологам

Подпишиcь на RSS или Почтовую рассылку

Рационально-эмотивная терапия . Часть 5. Чувства

Чувства и события

Давайте попробуем объяснить кому-либо – сами себе или пациенту – что наши чувства и поведение (П) в большей степени обусловлены нашими мыслями (С), чем внешними событиями (А). Как всегда, проще всего это сделать на примере. Зададимся вопросом – а как на то же самое событие отреагировали бы другие люди?

Представьте себе: ваша жена (или муж) заявила, что намерена с вами развестись. Вы настолько подавлены, что пришлось обратиться к психотерапевту. Как вы думаете, из ста известных вам мужчин (женщин) сколько человек отреагировало бы так же?

Что, все? Да неужели? Покопайтесь-ка в памяти, и наверняка вспомните кого-то, кто не огорчился разводом. Вспомнили? Ну, вот видите. Значит, не все. А сколько? Девяносто из ста? Пятьдесят? Сорок?

А остальные? Как отреагировали бы остальные? Не правда ли, кто-то огорчился бы, но не настолько, чтобы решить, что жизнь кончена, кто-то принял бы известие о разводе равнодушно, кто-то вздохнул бы с облегчением, а кто-то – пусть даже один из ста – с трудом сдерживал бы радость?

Но почему, как вы думаете? Если события напрямую влияют на наши чувства, почему все эти люди реагируют по-разному – ведь все они пережили одно и то же событие?

Правильно, потому что все люди разные. И эти разные люди по-разному реагируют на одно и то же событие, потому что ПО-РАЗНОМУ ЕГО ОЦЕНИВАЮТ.

Потому что на наши чувства (П) влияют не столько сами события (А), сколько то, как мы эти события воспринимаем (С).

Психолог

Психолог

Еще лучше понять связь А, С и П позволит следующий пример.

Представьте себе: вы ведете машину, и светофор перед вами вдруг переключается на красный. Что заставляет вас остановиться?

Красный свет? Вряд ли. Если бы вы останавливались на красный свет сам по себе, вам пришлось бы притормаживать, как минимум, у каждой аптеки – они же обозначаются подсвеченными красными крестами.

Может быть, дело в светофоре? Вы всегда следуете указаниям светофора? Да неужели? Даже когда спешите в аэропорт? Даже когда везете в роддом жену или приятельницу? Даже если на улице раннее утро и дорога абсолютно пуста? Если да, сотрудники ГИБДД поаплодируют вашей дисциплинированности – они-то точно знают, сколько ДТП происходит в день из-за того, что люди игнорируют сигналы светофора.

Значит, для того, чтобы вы притормозили на перекрестке (П), нужен не только красный свет на светофоре (А), но и ваша собственная оценка дорожной ситуации – суждение о том, чем обернется для вас продолжение движения и стоит ли останавливаться (С).

Чувства и люди

Теперь давайте попробуем понять и объяснить то, что наши чувства не могут быть вызваны другими людьми. Это НАШИ чувства, НАШИ эмоции, и заставить нас думать так, а не иначе не способен никто кроме нас самих. Ни один, даже самый привлекательный, человек не заставит вас влюбиться в него, если ваша голова не заработает в этом направлении, услужливо подсовывая картинки одну соблазнительнее другой. Ни один, даже самый неприятный, человек не заставит вас его возненавидеть, если ваши мысли не будут сосредоточены на его неприятных поступках и раздражающих привычках.

Представьте себе: вы встретились с давней знакомой (или давним знакомым, это совершенно неважно). Она подавлена и расстроена, у нее проблемы. Какие? Ну, например, на работе ей задерживают зарплату, а коммунальных платежей и выплат по кредитам никто не отменял. Она жалуется вам на нехватку денег, на мужа, на начальство…

Вы выслушиваете жалобы, пытаетесь утешить, советуете, допустим, подыскать новую работу, раз уж на старой все так плохо. А в ответ слышите: «Да-а, тебе-то легко говорить! Тебе родители  купили квартиру (муж подарил шубу, двоюродный племянник преподнес домик из пластилина), тебя и в школе все учителя любили, и мальчишки/девчонки за тобой бегали, и на работу по блату взяли… А я, а у меня…» И вы чувствуете, что виноваты перед ней. Порой так остро чувствуете, что не обойтись без помощи психотерапевта.

Так это ваша знакомая стала причиной эмоционального всплеска? Разве? А может быть, она всего лишь подергала за струны, которые, по ее ощущениям, отвечают за ваше чувство вины, а позволили прозвучать музыке – то есть действительно почувствовали себя виноватым – вы сами?

Это же так просто: ребенок принес из школы двойку – потянул за ниточку, и вы разозлились, начальник выписал приказ о премии – потянул за ниточку, и вы обрадовались, муж задержался после работы – потянул за ниточку, и вы в панике готовитесь к разводу…

Человек, который уверен, что его эмоции и поступки вызваны другими людьми, а в его проблемах виноваты окружающие, просто никогда не осознавал, что чувствует себя марионеткой. Скажите ему об этом и вы увидите, как сильно он удивится.

Еще больше он удивится – если он, конечно, верующий христианин, иудей или мусульманин или гордится своими философскими взглядами на жизнь – когда вы ему скажете, что своими представлениями он противоречит собственным религиозным убеждениям или жизненным принципам. Да-да, это постулат большинства религий и философских течений: человек отличается от животного интеллектом и СВОБОДОЙ ВОЛИ, иными словами – свободой выбора. Так что… Либо в ваших проблемах виноваты окружающие, либо вы верующий/человек разумный и рассудительный и свой выбор сделали сами.

Чувства и мысли

Кажется, мы уже поняли, что на наши чувства и эмоции влияют наши мысли. Следующий шаг – понять, что, изменяя мысли, мы изменяем эмоциональное состояние.

Представьте себе: вы готовитесь к важной встрече – будь то встреча с перспективным инвестором, без которого ваш бизнес будет хуже развиваться, или встреча с директором гимназии, которую вы выбрали для своего ребенка, но в которую его почему-либо принимать отказываются.

Сколько раз вы мысленно проиграете эту встречу? Сколько аргументов переберете, чтобы выбрать именно те, которые позволят добиться нужной реакции собеседника? И сколько раз вы позволяете себе обдумать или переосмыслить что-то, что случилось с вами, или чему случиться только предстоит?

Разговор с собой не менее важен, чем разговор с другими, и точно так же, как на вашего собеседника, в разговоре с самим собой правильно подобранные аргументы могут повлиять на ваши эмоции и выводы.

Чувства и прошлое

Мы помним, что РЭТ-терапия делает упор на коррекции текущих представлений. Но часто правильно отнестись к этому нам мешает поверхностное знакомство либо ошибочное представление с теорией Фрейда. Где-то мы услышали или прочитали, что прошлое определяет будущее, и теперь совершенно точно уверены, что изменить собственные представления не сможем никогда – ведь наши представления были такими всегда.

Между тем, то, что мы не изменились до сих пор, еще не гарантирует того, что мы не изменимся завтра. Или через месяц. Или через год. Более того, мы непременно изменимся, и свидетельством тому масса научных исследований, утверждающих, что очень немногие личностные черты остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.

Мы непременно изменимся. Если, конечно, не позволим завладеть собой своим собственным пораженческим настроениям о полной невозможности измениться.

Представьте себе: на уроке литературы вы читаете роман Чернышевского «Что делать?» и натыкаетесь на эпизод, когда Вера Павловна – тогда еще Верочка Розальская – смотрит в зеркало и думает о том, как ей хотелось бы быть хорошенькой. Ваша соседка по парте – очкастая дылда-отличница с тощими косичками – толкает вас локтем в бок и пренебрежительно фыркает: «И Чернышевский еще называл ее новым человеком! Какой же она новый человек, если вертится перед зеркалом!».

И вы – если вы, конечно, девушка – невольно спрячете поглубже в карман пудреницу. Если вы парень, то, скорее всего, согласитесь с соседкой без лишних споров – в самом деле, чего вертеться-то, тоже еще, важное дело…

А лет через пять, встретившись с эффектной молодой женщиной, в которую превратилась та самая дылда-отличница, скорее всего, посмеетесь над этим эпизодом вместе с ней – точка зрения, что казалась когда-то вполне справедливой, примет в свете вашего нового опыта вид обыкновенного юношеского максимализма.

Неверно полагать, что, точно вспомнив все, что происходило с нами пять, десять, двадцать лет назад, можно воспользоваться этими воспоминаниями для коррекции нынешних представлений – наша память очень избирательна, и во многом зависит от обстановки и накопленного опыта. Между тем, совершенно не исключено, что многие события в прошлом остаются для нас источниками проблем в настоящем. Но почему? Не потому ли, что и в настоящем мы продолжаем думать об этих событиях и относиться к ним так же, как и раньше?

Если в детстве родители называли вас никчемным, и вы вспоминаете об этом с горечью, то только потому, что вы до сих пор всерьез относитесь к их словам. Родители и их критика всегда с вами, всегда в вашей голове, куда бы вы ни уехали и чего бы вы ни добились. Подумайте на секунду, что прошлого не было, что родители встретили вас нынешнего – взрослого, работающего или учащегося, семейного человека, и снова попытались убедить вас в вашей никчемности. Неужели и сейчас вы им поверите?

Представьте себе: в юности вы великолепно играли в волейбол, выступали даже за сборную школы. А потом жизнь сложилась так, что в волейбол не доводилось поиграть лет пятнадцать-двадцать. И вдруг вам снова пришлось выйти к сетке. Вы сыграете так же хорошо, как в юности? Вряд ли. Не та будет сила подачи, не та прыгучесть – вы же столько лет не тренировались.

А как вы думаете – велика ли разница между тренировкой тела и тренировкой психики? Если бы вы не упражнялись в иррациональных суждениях и эмоциональных расстройствах каждый день, то спокойно утратили со временем эти драгоценные навыки, а так, при каждодневных тренировках… Вполне можете претендовать на звание чемпиона по неврозам.

Чувства и… чувства

Одна из особенностей человеческой психики – это, собственно, следствие нашего отличия от животных, интеллекта. Люди, что ни говори, существа обучаемые. И в этом может крыться дополнительная проблема.

Мы часто замечаем, что ведем себя неправильно. И наше неправильное поведение становится для нас источником новых негативных эмоций. То есть, пользуясь обозначениями АСП, наши чувства и поступки, которые, по идее, занимают место П, становятся для нас новыми раздражителями (А) .

Представьте себе: вы часто жестоко ссоритесь с матерью – она постоянно делает вам замечания, критикует вашу манеру одеваться, поведение, выбор партнеров и т.п. Но вы же ее любите и потому после каждой очередной ссоры чувствуете себя прескверно. Что же происходит?

Постоянные претензии матери становятся для вас раздражителем (А). Вы хотели бы, чтобы она представляла вас и относилась к вам по-другому – и это разумно, это рациональное суждение (РС). Беда в том, что рациональные суждения редки, и в большинстве случаев вы думаете, как же вас замучили эти бесконечные претензии, какая же злая и бессердечная особа ваша мать, раз ведет себя не так, как хотелось бы вам – и это иррациональное суждение (ИС). Последствия (П) же в этом случае раз от разу не различаются  – вы срываетесь на крик, обвиняя мать во всех грехах.

Эти последствия становятся для вас новым раздражителем (А2). Мысля рационально, вы могли бы прийти к пониманию того, что надо попытаться быть более уравновешенным (РС2). Но вы, как правило, думаете, что, накричав на мать и обидев ее, повели себя как последний подонок – очередное иррациональное суждение (ИС2). Отсюда последствия (П) – стыд, раскаяние, злость на себя.

Затем попытка помириться и… Дальше по кругу.

Терзаясь угрызениями совести за совершенные ошибки, впадая в тоску от обнаруженных признаков депрессии, опасаясь из-за того, что встревожились по пустякам, мы создаем себе новые проблемы, называемыми симптомным стрессом. В этом случае для начала надо справиться с вторичными симптомами, а потом браться за решение глубинных проблем.

Дополнительные элементы АСП-модели

Сама по себе АСП-модель помогает нам уяснить, где корень наших эмоциональных проблем, а та же модель с дополнительными элементами (АСПДЭ, где Д – это Дискуссия, а Э – Эффект) позволяет понять, как снизить эмоциональное давление.

Методом Дискуссии мы обучаемся анализировать и оценивать собственные мысли и поведение, обнаруживать и корректировать иррациональные суждения. Это приводит к Эффекту – новому, более рациональному, осмыслению окружающего и, следовательно, успешной борьбе с имеющимися расстройствами.

Даже если мы вполне уверенно чувствуем себя в дискуссии и разработали рациональную схему решения проблем – это еще не гарантия того, что любую неприятность мы преодолеем легко и без потерь. С проблемами надо учиться справляться самим и помогать другим овладевать этой нелегкой наукой. Здесь как раз и может пригодиться знание основ РЭТ – в частности, АСП-модели и ее расширенного варианта. Усвоив простой понятийный аппарат этой модели, мы вполне успешно можем применять его для помощи самим себе и, не исключено, что окружающим.

В следующей статье мы с вами поговорим о том, как обучиться применению модели АСП, а пока помните: если мы не можем изменить ситуацию – изменить отношение к ней нам вполне по силам.

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

Сохраните страницу в закладках (кнопки выше) или подпишитесь на журнал по e-mail:


Прокомментируйте

Пожалуйста, решите пример: