Главная » Психологам

Подпишиcь на RSS или Почтовую рассылку

Рационально-эмотивная терапия . Часть 6. Стратегия

Мы с вами уже поговорили о том, на чем основывается РЭТ-терапия, познакомились с базовой моделью поведения и основными терминами. Настало время перейти к практическим приемам и навыкам, необходимым для ее успешного использования.

Психолог

Психолог

Прежде всего, выясните, обращался ли ваш пациент за лечением ранее. Это поможет определиться с тем, что он ждет от предстоящей РЭТ-терапии. Чем оптимистичнее настроен пациент и чем больше его ожидания соответствуют лечению, тем меньше вероятность того, что пациент откажется сотрудничать и тем более эффективной будет терапия. Кроме того, эти сведения окажутся полезными и в том случае, если предыдущее обращение к психотерапевту оказалось не слишком результативным. Вы сможете понять, какие приемы вашего коллеги оказались безрезультатными, и либо отказаться от них, либо повторить их, но подать как-то иначе. Возможно также, вам удастся расспросить пациента о том, какие важные, по его мнению, моменты жизни были не затронуты при встрече с прежним психотерапевтом, и поработать над ними.

Соответственно, если вы собираетесь освоить курс РЭТ-терапии самостоятельно, точно так же вам надо будет определиться с собственными ожиданиями и не слишком ориентироваться на прежний опыт встреч с психотерапевтами.

При этом полезно познакомить пациента с вашими представлениями о сотрудничестве – например, сообщить, что вы рассчитываете на его точность и обязательность, и вашим примерным планом действий – к примеру, рассказать, какими сведениями вы собираетесь с ним поделиться на ближайшей встрече, какие домашние задания планируете предложить к следующей и т.п.

С самого первого сеанса следует ориентировать пациента на работу с конкретными проблемами, поскольку именно для этого и создана РЭТ-терапия. Если у пациента проблем не одна и не две, то надо вместе с ним установить, какая из них нуждается в обсуждении в первую очередь. Все последующие встречи желательно начинать с вопросов о конкретных проблемах, которые пациент хотел бы обсудить или которые были поручены ему для самостоятельного рассмотрения.

Очень важно объяснить (или понять самому), что психотерапия – это не просто доверительный разговор врача и пациента. Выговариваясь внимательному и заинтересованному собеседнику, человек действительно чувствует облегчение, но это облегчение временное. Кроме того, вряд ли во время разговора по душам пациент сможет понять главную мысль – то, что он сам в ответе за свои мысли, чувства и эмоции.

Постарайтесь во время первого занятия объяснить пациенту (или усвоить сами) следующее:

— вам необходимо научиться управлять своими мыслями и чувствами и не поддаваться отрицательным эмоциям

— часть ваших взглядов на жизнь может оказаться ошибочной и плохо влиять на ваше эмоциональное состояние. Такие взгляды и принципы необходимо подкорректировать или отказаться от них вообще

— чтобы облегчить эту задачу и чтобы в дальнейшем легче справляться с неприятностями самому, уже сейчас вам предстоит выполнять самостоятельно некоторые задания – изучать рекомендованную литературу, прослушивать аудиозаписи и т.п.

— вам необходимо принимать активное участие в лечении. Только вам решать, хотите ли вы изменить свои взгляды и вылечиться или предпочтете страдать и портить себе жизнь. Вся работа над собой и над своими чувствами ложится на вас – врач может только что-то подсказать, направить или посоветовать.

Не обязательно на первом же занятии стремиться к тому, чтобы пациент активно пользовался терминологией РЭТ и применял ее для осознания причин имеющихся у него проблем. Более того, совсем не обязательно, что на первом же занятии пациент вообще станет обсуждать с вами свои настоящие проблемы: далеко не каждый человек при первой встрече с незнакомцем – даже если этот незнакомец врач – способен свободно и открыто говорить о личном.

Нежелание с места в карьер обсуждать то, что человек считает глубоко интимным, конечно, можно объяснить неким личностным конфликтом или внутренним сопротивлением. Но порой подобное нежелание может объясняться тем, что откровенность не стала для пациента привычной – скажем, в его семье не было принято делиться друг с другом мыслями и переживаниями. Кроме того, пациент может просто опасаться откровенничать с окружающими, имея некий отрицательный опыт.

Особенно неловко могут чувствовать себя пациенты, когда тема откровенного разговора затрагивает их поступки, которые они сами считают недопустимыми, осуждаемыми, скверными – например, многие могут стесняться своей гомосексуальной ориентации, многочисленных интимных связей, совершенных в прошлом попыток суицида и пр.

Если контакт налаживается с трудом, не волнуйтесь. Никто – и даже сам пациент – не ожидает, что все проблемы можно разрешить на первом же сеансе. Будьте терпеливы, постарайтесь на личном примере показать, что откровенности не надо бояться. Будьте внимательны – сочувствующий слушатель скорее вызовет собеседника на доверительный разговор. Будьте бдительны – иногда разговор идет, вроде бы, и гладко, но не затрагивает того, что по-настоящему волнует пациента, а действительно важная проблема может быть упомянута мимоходом.

Если вам кажется, что контакт с пациентом никак не складывается – вспомните, чем вы занимаетесь. Вспомнили? Имейте в виду: ваши ожидания полного и безоговорочного доверия и мгновенного выздоровления пациента иррациональны. Не позволяйте им расстроить вас и помешать работе.

Возможно, на установление доверительной атмосферы вам придется потратить больше времени, чем вы рассчитываете – это не страшно. Рано или поздно ваше терпение, ваша поддержка позволят пациенту откровенно заговорить о том, что его волнует.

Самым сложным может оказаться вызвать на доверительный разговор детей и подростков. В первую очередь, потому что, как правило, инициаторами встречи с психотерапевтом становятся не они сами, а их родители. Дети зачастую имеют самое смутное представление о том, что такое психотерапия и для чего она нужна. Вам следует объяснить, что здесь пациентам не удаляют зубы, не делают уколы и не проделывают массу других неприятных вещей. Кроме того, нужно дать понять, что обращение к психотерапевту не означает того, что маленький пациент «с приветом», и совершенно не подразумевает наказания за плохое поведение или оценки.

Если вы сумеете донести это до пациента и убедить его в том, что вы можете помочь ему так же, как до этого помогали его ровесникам справляться с их проблемами – скорее всего, доверительная атмосфера будет создана.

При этом крайне нежелательно создавать у ребенка впечатление, что он пришел в гости к приятелю, с которым они сейчас поиграют, а потом разойдутся. В конце концов, пациент заметит, что дела обстоят совсем по-другому, и вы рискуете утратить его доверие. Не исключено, что работа с детьми покажется вам еще более медленной, чем работа со взрослыми, но честность и прямота все же предпочтительнее.

Для того, чтобы начать терапию, вам не требуется полного списка проблем, которые испытывает пациент. Не требуется даже, чтобы в вашем диалоге прозвучало упоминание о какой-либо «серьезной проблеме». Подробные сведения полезны, но заставлять пациента раскрыться, если он не готов к этому, все же не следует. Любая ситуация или эмоция, о которой пациент рассказывает охотно, пригодится вам, чтобы объяснить на примере АСП-модель и показать, как она работает – первую помощь и первые навыки работы над собой пациент получит уже тогда. Это и будет началом терапии.

Особое внимание РЭТ-терапевт уделяет когнитивной сфере пациента, и это объяснимо – РЭТ – это когнитивная терапия. Поэтому стандартный набор тестов, при помощи которых, как правило, проводится обследование детей, в ряде случаев желателен и для взрослых. Например, при подозрении на неврологические причины когнитивных нарушений. Следует помнить, что композитор Джордж Гершвин многие годы пытался установить причину своих головных болей с помощью сеансов психоанализа, но причиной его смерти стала опухоль головного мозга.

Со временем (после сбора информации – получения биографических данных, возможного психологического тестирования, поведенческого анализа, нескольких бесед) вы будете иметь более подробную картину состояния пациента. Эта картина важна как для выявления того, что послужило причиной проблемы, так и для выяснения последствий его поступков.

Например, чтобы лучше помочь пациенту, страдающему ожирением, терапевт может предложить ему вести дневник, где не только записывались бы его рацион и режим питания, но и описывались его настроение, мысли по поводу еды, а также фиксировалось поведение близких, играющее в появлении этой проблемы немаловажную роль (например, жена или мать постоянно предлагают вашему пациенту добавку, от которой он по каким-либо причинам не может отказаться). А для успешного лечения больного агорафобией могут оказаться полезными следующие сведения – как часто пациент выходит из дому; куда отправляется с большей охотой, а куда с меньшей; куда не хочет ездить категорически; кто делает для него необходимые покупки; как он чувствует себя вне дома, чего именно он боится и т.п.

Разумеется, любое лечение должно когда-то заканчиваться. Для того, чтобы иметь возможность оценить его успешность, вместе с пациентом вы должны поставить цели терапии – желательно, совершенное конкретные и однозначные. Проверка полученных результатов заставляет терапевта быть более ответственным, а пациента – более последовательным.

Как правило, психотерапевты следуют принципу: мы помогаем пациентам изменить в себе то, что им хочется изменить. Если вы видите, что в процессе лечения часть проблем осталась незатронутой, можно предложить пациенту обратить внимание и на них, но настаивать на этом не следует. Вы не ставите перед собой задачу непременно исправить все ошибочные суждения пациента, вы призваны только помочь ему решить те проблемы, которые, по его мнению, должны быть решены.

Ранее мы уже обсуждали, какими качествами должен обладать хороший РЭТ-терапевт. Здесь мы снова ненадолго вернемся к этому вопросу. Итак,

Эмпатия

Это качество дает возможность понимать состояние собеседника – его чувства и мысли, его слова и невербальные сигналы. Кроме того, эмпатия позволяет выразить словами свое сопереживание и понимание и донести его до пациента. При этом полезнее проговаривать пациенту не только то, что он чувствует, но и то, как он это осмысливает – например, «Я понимаю, Вы очень огорчены тем, как повели себя, и наверняка думаете, что порядочный человек так не поступил бы». Подобные формулировки позволяют пациенту отчетливей увидеть, что проблема может крыться не только в эмоциях, но и в мыслях, и выбрать то, над чем он хотел бы поработать. Если озвучивать только эмоции, о мыслях пациент может и не вспомнить.

Уважение

Пациент имеет право на поступки, каким бы странным и нелепым не казалось вам его поведение. Он имеет право сам принимать решения, даже если они кажутся вам нелогичными. Он имеет право на точку зрения, даже если вы ее не разделяете. Вы же принимаете его и сохраняете уважение к нему, четко разграничивая его личность и его ошибочные мысли либо поведение.

Теплота

Не скупитесь на выражения одобрения, когда видите, что пациент делает успехи,  подбадривайте и поддерживайте его не только словами, но и невербально – улыбкой, жестами и т.п. Ваши внимательность и забота позволят пациенту почувствовать себя комфортнее и увереннее.

Искренность

Люди достаточно остро чувствуют фальшь в поведении собеседника, и если ваши теплота, внимание и забота о пациенте будут неискренними, он поймет это и, скорее всего, контакт с ним установить будет намного труднее. Постарайтесь так вести себя, чтобы ваши слова и невербальное поведение не расходились друг с другом. Обратите внимание на то, чтобы ваше поведение на сеансах и вне их не слишком отличалось. Кроме того, искренность поможет вам успешнее вести дискуссию с пациентом.

Конкретность

Уделяйте как можно больше внимания деталям, задавайте пациенту уточняющие вопросы. Это поможет и вам, и пациенту подробнее разобраться в проблемной ситуации. Однако, в первую очередь, интересуйтесь тем, как пациент воспринял раздражающее событие, как оценил его и о чем подумал, когда оно случилось, а не тем, как оно происходило.

Конфронтация

Разумеется, во время диалога во всем соглашаться с собеседником невозможно. Не бойтесь указать пациенту на то, что он порой противоречит сам себе в своих высказываниях (к примеру, несколько минут назад пациент заявил, что обсуждаемая ситуация нисколько его не задела, а теперь вспоминает, как расстроил его какой-то эпизод этой ситуации), либо его мимика и жесты явно расходятся со словами (к примеру, человек сидит, напрягшись и сжав кулаки, но утверждает, что нисколько не сердится). Кроме того, не стесняйтесь сообщить пациенту, что ваши взгляды на какие-то проблемы расходятся с теми, что высказывает он.

Конечно, выражать свое несогласие можно по-разному. В РЭТ обычно практикуется прямая выраженная конфронтация. Почему? Во-первых, потому что пациент не нуждается в чрезмерной опеке и обнаружение противоречий в ваших взглядах не нанесет ему вреда. Во-вторых, дискутируя с пациентом, вы выказываете ему свое искреннее уважение. В-третьих, указав на различия ваших взглядов и взглядов вашего пациента на одну и ту же проблему, вы гораздо проще и эффективнее привлечете его внимание к источнику проблем – ошибочной точке зрения, иррациональному суждению.

Однако необходимо учесть, что перед тем, как вступать в конфронтацию с пациентом, необходимо добиться хорошего контакта с ним.

Чувство юмора

Чувство юмора нельзя назвать основным качеством РЭТ-терапевта и даже нельзя назвать необходимым для успешной деятельности, но оно очень облегчает работу. Это не значит, что в общении с пациентом допустима злая насмешка, однако уместная, остроумная и безобидная шутка способна помочь человеку по-другому взглянуть на проблему. К примеру, такая формулировка – «У вас чудесно получается чувствовать себя виноватым. Вам-то, конечно, чувство вины жить не помогает, но оно у вас так превосходно развито – залюбуешься!» – вполне может заставить пациента задуматься, а стоит ли обвинять себя всегда и во всем. А намек на «золотое правило» может указать на ошибочность ожиданий в отношениях с людьми – «Вы, похоже, соблюдаете в отношениях «золотое правило этики». Знаете его? Относись к людям так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе. Только в вашем варианте это правило перевернуто – я хочу, чтобы другие относились ко мне, как я к ним».

Таким образом, ваше чувство юмора способно помочь пациенту не принимать слишком близко к сердцу неудачи и проблемы.

Кроме того, для того, чтобы установить контакт с пациентом, психотерапевт и сам должен быть готов пойти на откровенность. Ваше умение раскрыть себя перед другим не только послужит примером для пациента, но и позволит вам с большей пользой поделиться с пациентом собственным жизненным опытом, а пациенту поможет с гораздо большим доверием и вниманием отнестись к высказанным вами идеям и взглядам. На сеансе РЭТ-терапии вполне реальна такая ситуация: «Я понимаю, что вы чувствуете. Несколько лет назад я и сам оказался в подобном положении. Мне тоже было нелегко, и знаете, как я с этим справился? Я подумал то-то и то-то и поступил так-то и так-то». При этом, разумеется, злоупотреблять самораскрытием перед пациентом психотерапевту не следует.

Следует также иметь в виду, что при работе с пациентами возможен не только «задушевно-доверительный» стиль, но и активно-директивный.

Активно-директивная манера работы с пациентом не только не противопоказана для установления хорошего контакта, но и, порой, может поспособствовать ему. Главное, чтобы за выбранной манерой поведения терапевт не забывал об искренней и теплой заботе о пациенте, о своем желании помочь ему и научить приемам, полезным для более легкого и быстрого разрешения его проблем.

В следующей статье мы с вами поговорим об определении в беседе с пациентами основных составляющих АСП-модели.

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

Сохраните страницу в закладках (кнопки выше) или подпишитесь на журнал по e-mail:


Прокомментируйте

Пожалуйста, решите пример: