Главная » Гармони«Я», Темы дня

Подпишиcь на RSS или Почтовую рассылку

Социальные игры: причины и структура. Урок 2 цикла «Искусство общения»

Психолог

Чтобы правильно понять и оценить природу игр, как важнейшего элемента социальных трансакций, необходимо изучить несколько важных понятий психологии, которые являются их структурными составляющими.

Трудно отрицать тот факт, что поведение человека в течение определенного времени может кардинально меняться в зависимости от ситуации. Разным эмоциональным состояниям соответствуют определенные поведенческие реакции – голос, поза, манера изложения, движения и так далее. При этом у каждого индивидуума существует свой набор таких схем поведения для того или иного состояния его разума,  определяющий так называемое понятие – «Я», или «Эго». Чаще всего человек наделен узким спектром таких состояний, психология разделяет их на три категории:

«Родитель». В данной манере общения отражаются схемы поведения, заимствованные человеком от своих родителей.

«Взрослый». Состояние, когда личность, объективно воспринимая реальность, самостоятельно дает ей оценку и реагирует соответствующим образом.

«Ребенок». Поведение человека аналогично тому,  как проявил бы себя ребенок в данной конкретной ситуации.

Каждый человек в определенный момент времени проявляет какое-нибудь из этих состояний, при этом переход от одного к другому зависит от степени эмоциональной готовности личности к смене своего «Я».

Не нужно бояться и стараться избавиться от какой-либо из вышеперечисленных эмоциональных составляющих личности. В каждом человеке должны присутствовать все три категории поведенческих реакций. Необходим только правильный баланс и своевременное их проявление. «Ребенок» в нашей душе, также и как ребенок в семье, дарит нам очарование, творчество, радость, интуицию и спонтанные реакции. Присутствующий в каждом из нас «взрослый» позволяет продуктивно существовать в обществе, перерабатывать информацию, оценивать свои неудачи и достижения. Одним из важнейших достоинств данной составляющей является и то, что «взрослый» обычно становится контролирующим и связующим звеном  между «Я» — «ребенком» и «Я» -«родителем». Важность психического состояния «родитель» заключается в двух ипостасях. Во-первых, данная категория поведенческих реакций позволяет нам правильно воспитывать своих детей, во-вторых, вырабатывает в человеке способность автоматически реагировать на  простые и обыденные ситуации, высвобождая при этом время для решения более важных проблем.

Таким образом, все три эмоциональные составляющие личности важны для нормального существования человека в обществе, делают его жизнь полноценной и содержательной. И только болезненное нарушение баланса между ними является стимулом для переоценки психического состояния человека.

В любом обществе, в каждой группе людей при совместном сосуществовании неизбежно возникает определенное соприкосновение между отдельными личностями. Они начинают разговаривать друг с другом, задавать вопросы либо как-то иначе реагировать на присутствие других индивидуумов. Такое воздействие называется трансакционным стимулом, а ответные действия – трансакционной реакцией.  Какое же из состояний «Я» способно их вызывать? В самых простых ситуациях чаще всего за проявление и реакции, и стимула отвечает «Взрослый». Вот элементарный пример: при необходимости уехать на дачу, мы понимаем, что, прежде всего, нужно приобрести билет на электричку. Подходя к железнодорожной кассе, определяем стоимость билета и протягиваем деньги кассиру. Последний, реагируя на наши движения и слова, принимает деньги и выдает билет.  То есть, трансакционный стимул с  нашей стороны вызвал трансакционную реакцию со стороны кассира, причем за осуществление данного взаимодействия у того и у другого отвечала эмоциональная составляющая – «Взрослый».    Такие трансакции психологи относят к «дополнительным». До тех пор, пока общение происходит на уровне дополнительных трансакций, между людьми сохраняются нормальные человеческие отношения.

Другое дело, так называемые, «пересекающиеся» трансакции. Приведем пример. Супруг приходит домой вечером после работы, а жена сообщает ему, что устала и не приготовила ужин. Одна из реакций может быть такой: «Ничего, дорогая, я сам приготовлю себе поесть». В другом же варианте мужчина может вспылить, накричать на супругу и даже ударить. Это и есть пересекающаяся трансакция. В первом случае наблюдаются нормальные отношения на уровне «Взрослый» — «Взрослый», во втором – «Взрослый» — «Ребенок». То есть мужчина, не оценил правильно сложившуюся ситуацию и действовал, как обиженный ребенок, поддавшись спонтанным эмоциям и эгоизму.  Другой пример пересекающейся трансакции при не совпадении желаемой и фактической реакции собеседника на создаваемый стимул. Мужчина ищет в доме, например, молоток и задает вопрос супруге – не видела ли она его инструменты, ожидая при этом общения на уровне «Взрослый» — «Взрослый». Ожидаемый им ответ: «Нет, не видела», или  «Кажется молоток – в нижнем ящике шифоньера». В свою очередь женщина реагирует по схеме «Родитель» — «Ребенок», отвечая: «Почему твои инструменты вечно валяются где попало!?»  Здесь явно наблюдается несовпадение векторов общения между двумя близкими людьми, возникает конфликтная ситуация – пересекающаяся трансакция.

Обозначим типичные схемы дополнительных трансакций. Это отношения, возникающие  на таких уровнях как «Родитель» — «Родитель», «Взрослый» — «Взрослый», «Ребенок» -«Ребенок». В эту же категорию попадают формулы: «Родитель» — «Взрослый», «Родитель» — «Ребенок» и «Взрослый» — «Ребенок». Все остальные комбинации – это пересекающиеся трансакции. Причем некоторые из них простые, и выходом из сложившихся ситуаций может стать простое рукопожатие или игнорирование трансакционного стимула. Сложные пересекающиеся трансакции, их еще называют – «скрытые», требуют уже совокупного участия всех категорий нашего «Я». Они-то и являются основой для различного рода игр. Вот пример игры «Начальник» — «Подчиненный». Босс, действуя как «Взрослый», дает поручение клерку подготовить отчет к вечеру следующего дня, при этом невзначай роняет фразу о том, что последний, в силу небольшого пока опыта, вряд ли справиться в указанный срок и позволяет пролонгировать выполнение задания еще на день. В свою очередь подчиненный, обидевшись на слова начальника как «Ребенок», отвечает, что обязательно сделает задание в срок. Казалось бы, возникла простая дополнительная трансакция «Взрослый» — «Ребенок», но, оценив ситуацию глубже, можно найти здесь именно «скрытую». В этой игре босс делает вид, что принимает ответ клерка как «Взрослого», так сказать, за «чистую монету».  В этом примере наблюдается угловая скрытая трансакция, то есть в игре принимает участие три категории «Я»: «Взрослый» у начальника, «Взрослый» и «Ребенок» у подчиненного. Существуют и двойные скрытые трансакции, в которых используется четыре состояния «Я». Игры такого типа более изощренные и их результат часто бывает непредсказуем. О них, мы поговорим позже.

Следующими важными формами общественной деятельности человека являются ритуалы и процедурыПроцедура – это совокупность дополнительных «Взрослых» трансакций, цель которых взаимодействие с действительностью. Процедуры бывают целесообразными, когда личность наиболее практично применяет имеющиеся у него знания и опыт, и загрязненными, когда при оценке ситуации человеком, ему мешает внутренний «Родитель» или «Ребенок». Примером процедуры может служить, например, допрос следователем обвиняемого. Последствия «загрязнения» данной трансакции довольно легко представить самим.

Ритуал – это стандартная последовательность дополнительных трансакций, продиктованных окружающей действительностью. Ритуалы могут быть общепринятыми и локальными, то есть характерными для определенной местности или группы людей. Для примера – это стандартный ритуал приветствия у молодежи или особое рукопожатие у масонов. При развитии взаимоотношений между людьми, ритуалы могут постепенно меняться и трансформироваться. Например, при знакомстве и последующих контактах юноша и девушка обмениваются традиционным  словом — «Привет!», но со временем при встрече обозначается поцелуй, легкие объятия и так далее. Основанием для такого процесса развития ритуала является чисто интуитивное восприятие, которое обозначает количество «поглаживаний», необходимых каждому из них для эмоционального равновесия. Нарушение ритуалов всегда влечет за собой возникновение душевного дискомфорта у людей. Встретив хорошего знакомого человека на улице, мы улыбаемся и приветствуем его в соответствии с давно существующим ритуалом, а взамен получаем только сухой кивок головы. Тогда мы начинаем думать о причинах такого поведения оппонента, и получаем порцию отрицательных эмоций.

Общее у процедур и ритуалов – это их стандартность. Когда происходит буквально первая трансакция, то все последующие можно легко предугадать. Отличие же в том, что процедуры планируются и производятся «Взрослым», а ритуалы отвечают схемам, которые закладываются в личность «Родителем». Иногда люди не умеют или не хотят выполнять ритуалы и, чтобы избежать душевной дисгармонии с успехом подменяют их процедурами. Например, юноша, пришедший в гости к любимой девушке, вместо традиционного общения и флирта, начинает ремонтировать кран в кухне или чинить утюг и так далее.

И последнее понятие, необходимое для ведения предметного разговора об играх – это времяпрепровождения.    Его можно обозначить как совокупность простых дополнительных трансакций, приспособленных по теме ко всем участникам общения и направленных на структурирование времени. Это может быть вечеринка, совместный поход в кино или театр, туристический поход. Времяпрепровождения может существовать в форме простого «трепа» или обсуждения глобальных проблем человечества. Способ ведения данной трансакции может делить участников общения на категории. Даже в незнакомой компании по теме элементарной болтовни можно определить характерные особенности того или иного человека. Например, неудачливые в бизнесе люди чаще всего обсуждают продвижение по службе и материальное состояние общих знакомых, поиск таковых в разговоре и выяснения типа «а вы не были на Таити?» выдает очень одинокого человека. Оценивая времяпрепровождения группы людей со стороны можно узнать уровень их культурного развития, семейное положение, материальный достаток и так далее. Данная трансакция предоставляет  участникам общения возможность получить необходимое количество взаимных «поглаживаний», произвести так называемый социальный отбор, готовит основу для нового знакомства и дружбы.

В процессе времяпрепровождения уже закладывается и начинает утверждаться роль человека в определенных социальных играх, укрепляется его жизненная позиция. Это понятие, вопреки своей стереотипности, играет огромную роль в процессе общения между людьми, именно поэтому мы с легкостью предаемся пустой болтовне, которая к тому же может содержать и полезную информацию.

Изучив вышеперечисленные составляющие и предпосылки к участию человека в социальных играх, можно перейти непосредственно к  понятию таких «игр» и их классификации, которые будут раскрыты в моей следующей статье.

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

Сохраните страницу в закладках (кнопки выше) или подпишитесь на журнал по e-mail:


Прокомментируйте

Пожалуйста, решите пример: