Главная » Гармони«Я»

Подпишиcь на RSS или Почтовую рассылку

Игры в компаниях. Урок 8 цикла «Искусство общения»

Советы психологаВ любом обществе, ограниченном по территориальному либо иному признакам, люди неизбежно собираются в компании, где возникающие между ними трансакции называются времяпрепровождением. Но в ходе длительного общения в таком ограниченном круге начинают проявляться различные социальные игры, что связано с необходимостью выбора из членов компании людей, подходящих для более тесного знакомства, дружбы и даже близости.  Рассмотрим наиболее характерные для такого вида общения игры.

Игра «Подумайте, какой ужас!».

Предполагается, что всех людей, которым в жизни катастрофически не везет, можно разделить на три основные группы:

1. Человек, который не желает себе никаких неприятностей, но они настигают его сами, либо он провоцирует их возникновение, пусть даже неумышленно. Такие люди, попадая в ситуацию, когда вот-вот может начаться игра «Подумайте, какой ужас!», наделены возможностью выбирать – начать эту игру или нет. Безусловно, они в какой- то степени уже используют свое неблагополучное положение в своих трансакциях, но к этому можно отнестись с пониманием и стараться не усугублять обстановку, чтобы самим не стать инициатором игры.

2. Люди, которые также создают для себя всевозможные проблемы неумышленно, но, попав в неприятности, принимают их с благодарностью, радуясь появившимся у них возможностям. В этом случае игра  «Подумайте, какой ужас!» начинается неизбежно, хотя заранее и не планируется.

3. Это патологическая категория людей, которые сами ищут себе проблемы и несчастья, то есть их поведение изначально уже является игрой.

Из этой простой классификации «неудачников» можно сделать вывод о том, что характерные для них трансакции становятся игрой «Подумайте, какой ужас!» в том случае, когда человек в процессе общения выставляет себя несчастным и отчаявшимся, а в глубине души просто счастлив оттого, что теперь может извлечь «море удовольствия» из сложившейся ситуации.

Примером такой игры может стать поведение человека, который изо всех сил старается подвергнуться хирургическому вмешательству, когда этого в принципе и не требуется. Он будет целеустремленно искать доктора, который согласится его прооперировать. В этом случае, попав в хирургический стационар и ожидая операции, игрок уже начинает получать внутреннее «вознаграждение». Внешняя же сторона приза – это возможность полностью отказаться от ответственности за свою жизнь и отдаться во власть хирурга. После выписки, используя свое прооперированное тело, человек начинает получать «вознаграждения» от окружающих, ощущая сочувствие и жалость к нему. Крайнее проявление игры  «Подумайте, какой ужас!» наступает, когда игрок начинает лгать, что он является жертвой врачебной ошибки. Такие «водящие» даже делают из этого источник своего дохода в материальном плане.

Игра «Гость-растяпа».

Начнем сразу с примера такой игры. Господа Ивановы пригласили к себе в гости на ужин чету Петровых. Приглашенный мужчина в ходе вечеринки случайно проливает на белую скатерть стола кетчуп, конечно же, извиняясь при этом. Иванов, ощущая в глубине души крайнее возмущение, сдерживается и ведет себя вполне благоразумно – с неким напряжением, но все же прощает гостя. В дальнейшем Петров опять же «случайно» опрокидывает тарелку с салатом на пол и напоследок отрывает в прихожей одежную вешалку. В результате произошедших трансакций Петров уходит из гостей в отличном настроении, так как сумел отлично повеселиться, получив при этом за все проделки прощение хозяина. В свою очередь Иванов тоже вполне удовлетворен вечеринкой, так как сумел продемонстрировать всем свою выдержку и доказать, какой он великодушный человек.

Для инициатора игры Петрова данная ситуация является беспроигрышной. В случае возмущения хозяина после первой проделки он вполне может ответить тем же, а, получив прощение – продолжает «дурачиться». Часть удовольствия для гостя составляет сам факт «оплошности», а большее удовлетворение наступает от полученного им прощения. В перечисленных вариантах событий игра «Гость – растяпа» доведена до конца. Но может возникнуть ситуация, когда хозяин поведет себя как «Взрослый» и, не удостоив Петрова прощения, скажет что-то вроде: «Ты можешь хоть всю мебель переломать у меня в доме, но только не пытайся извиняться». Игра гостя автоматически заканчивается, он крайне неудовлетворен этим и может повести себя крайне грубо. Так люди в бытовых условиях и наживают себе врагов.

Игра «Изъян».

Для многих неуверенных в себе игра «Изъян» является смыслом всей жизни. Они не могут общаться с человеком, пока не обнаружат в нем какой-либо недостаток, которого нет у них самих. Скрытая причина такой игры – сексуальная неуверенность, а цель – самоутверждение. Игра может начинаться с таких мелких предпосылок как «Она ходит в этой шубе уже третий год», вплоть до таких глобальных, как «Он – еврей». Адольф Гитлер превратил свою игру «Изъян» в геноцид еврейской нации.

«Вознаграждениями» в такой игре являются защита от собственной депрессии и возможность избежать близких отношений, в ходе которых будут вскрываться собственные недостатки «водящего». Кроме того, такие трансакции часто влекут за собой вмешательство в чужие дела, что неизбежно приводит к трагическим последствиям для инициатора игры – в лучшем случае можно «получить по башке». И тут же игрок «срывает» для себя еще один вид «вознаграждения» — возможность начать трансакции типа «Подумайте, какой ужас!».

Игра «Почему бы Вам не… Да, но».

Сразу следует отметить, что игра «Почему бы Вам не… Да, но» не только является самой распространенной в различных компаниях, но и наиболее изученной.

В этих трансакциях могут принимать участие бесконечное число игроков. От «водящего» требуется только озвучить какую-нибудь проблему и тут же последует огромное количество предложений, как ее решить. На каждое предложение первый игрок всегда отвечает «Да, но..». И он должен объективно отсечь все предлагаемые варианты решений. Если это удается, то «водящий» побеждает. Игра ведется совсем не для того, чтобы инициатор смог выбрать достойное решение затронутого вопроса, а для внушения уверенности своему внутреннему «Ребенку», что и доставляет игроку удовольствие.

По большому счету «водящий» вовсе не глупее других участников игры, да и вряд ли кто-то из них мог предложить лучший вариант решения его проблемы, чем он сам уже предпринимал или собирался предпринять. Поэтому первый игрок всегда будет отвергать любое предложение. В этом и состоит суть игры.

Такие трансакции в компании позволяют хорошо структурировать время, тем более учитывая тот факт, что в ходе игры любой участник может переключиться с одной роли на другую. Это происходит достаточно легко и непринужденно. Истинное удовольствие, помимо отрицания предлагаемых вариантов, «водящему» доставляет пауза в разговоре, когда все предложения уже исчерпаны.

В простой ситуации для нормального человека нет никакого смысла отказываться от участия в игре  «Почему бы Вам не… Да, но», если она проходит в непринужденной форме. Но если затеянная игра преследует какие-то скрытые цели, то требует от участников хода, который тут же смог ее прекратить. Примером может послужить следующая ситуация. Иванов приходит в ЖЭК и начинает свою игру, поднимая проблему протекающего крана в ванной комнате. Его цель выяснить на профессиональном уровне, что нужно в этом случае предпринять и сможет ли он сам устранить неисправность, тем самым, сэкономив деньги на вызове сантехника. Среди находившихся в конторе работников находится человек, который скорее подсознательно тут же прекращает игру Иванова, заявив «Да, проблема сложная, надо бы изучит ее на месте». Все – игра закончена, инициатор в проигрыше. Таким образом «вознаграждением» в игре   «Почему бы Вам не… Да, но» является не только обретение уверенности в себе, но и получение разумного решения поставленного вопроса.

Google Bookmarks Memori.ru МоёМесто.ru

Сохраните страницу в закладках (кнопки выше) или подпишитесь на журнал по e-mail:


Прокомментируйте

Пожалуйста, решите пример: